Леонардо да Винчи, Париж, Лувр, 2019-2020. Часть 3

3 марта 2020 г., 9:36:30

#выставка #леонардо #париж #рисунки

Возвращаемся к Леонардо, тем более, что третья секция обещает погружение в исследовательский мир этого универсального человека. И тут — рисунки! Наконец-то рисунки Леонардо, за которыми я ездила в Уффици только для того, чтобы узнать, что кабинет рисунков и гравюр закрыт!

 

В небольшом зале стоят три длинных застекленных стола с рисунками. Над залом висит полноразмерная копия «Тайной вечери», но формально она относится к следующему разделу, поэтому про нее — в следующий раз.

 

 

Народ терпеливо ждет своей очереди впасть в священный трепет при виде линий, нарисованных гением, попытаться разобрать мелкий убористый зеркальный почерк, осознать, насколько этот человек опередил свое время. Именно в этом зале понимаешь, насколько Леонардо много работал. Потому что, конечно, репутация гения, оставившего мало живописных работ, да еще и половину из них не закончившего, создает образ несколько ленивого и себе на уме человека. Ан нет. Леонардо не был живописцем. Он был рисовальщиком, гениальным, бесподобным, уникальным. В живописи он фактически раскрашивать собственные рисунки, тончайшими лессировками, постепенно набирая тон, как это и положено по правилам рисунка.

 

Анализируя именно этот раздел, я буквально кусаю локти от того, что фотографировала мало. Толпы народу, крошечные рисунки, времени, чтобы вдумчиво прочитать описание, нет... Поэтому за часть фотографий в этом разделе благодарю Катю Финогенову, которая мужественно отфотографировала то, что проскочило мимо меня. Ну а в какой-то момент мы заметили табличку «не фотографировать» у одного из рисунков, и, как законопослушные граждане, то, что под табличкой, фотографировать перестали. Тот случай, когда законопослушность сильно осложняет жизнь :)

 

 

«Рисовать, имея превосходный талант к аналитическому видению предмета, это не просто воспроизводить форму, но и отображать отношения между формами, или другими словами — мыслить.

Что касается Леонардо, то в нем этот ум сочетался с неиссякаемым интересом к миру, неутолимым желанием понять происходящие в нем процессы и проиллюстрировать эти систематические изыскания во всех аспектах физической вселенной. Это вылилось в итоге в бесконечные тома наблюдений, исследований, экспериментов, размышлений, теорий, где смешивались записи и рисунки, часто отрывочные и сумбурные, но в сумме составляющие одну из самых завораживающих глав в истории философского натурализма.

Поскольку любая из дисциплин бросала вызов интегральному пониманию вселенной, Леонардо не удовлетворялся внешним наблюдением, его интересовала глубинная суть явлений, законы, ими управляющие, и он подтверждает, вслед за Пифагором и Платоном, их фундаментальную математическую природу».

 

Ну и чтобы далеко не отходить от Пифагора — вот демонстрация доказательства теоремы Пифагора:

 

 

Еще один замечательный документ: «Леонардо оспаривает правила деления дробей». Забавно :)

 

 

Квадратуры. Интересный класс математических задач на построение с помощью циркуля и линейки («без делений» - уточняет буклет :)). Требуется построить квадрат той же площади, что и заданная фигура. Квадратура полумесяца:

 

 

Квадратура «короны круга» - судя по описанию, кольца.

 

 

«Леонардо всю жизнь мечтал построить квадратуру круга, абсолютную квадратуру. В конце XIX века Фердинанд фон Линдеманн показал, что, по причине трансцендентности числа Пи, эта задача неразрешима в рамках греческой геометрии. Здесь Леонардо пытается построить квадратуру «короны круга», т.е. области, заключенной между двумя концентрическими окружностями.»

 

Еще одна неразрешимая задача, привлекавшая Леонардо — удвоение куба:

 

 

Оптические исследования:

 

 

Полет птиц против ветра:

 

 

А вот то ли ботаника, то ли математика:

 

 

«Рассматривая сечение дерева, Леонардо выводит закон, по которому сумма площадей сечений ветвей равна площади сечения ствола, из которого они исходят. Этот закон описывает зависимость между суммой квадратов диаметров ветвей квадратом диаметра ствола, независимо от уровня, и представляет собой то, что математик Бенуа Мандельброт назвал фрактальным объектом.»

 

Пропорции человеческого тела. Точнее, тут, скорее лица:

 

 

Просто череп. Изнутри:

 

 

Технологии. Слева — вертолет, справа — орнитоптер:

 

 

На некоторых рисунках мало что удается разобрать. Вот здесь я далеко не сразу увидела козу:

 

 

А вообще подавляющее большинство листов выглядит примерно вот так. «Смешались в кучу кони, люди...»

 

 

 

Продолжение следует :)