Леонардо да Винчи, Париж, Лувр, 2019-2020. Часть 2.

25 февраля 2020 г., 12:06:56

#выставка #леонардо #париж

Часть 2. Свобода

«Около 1478 года Леонардо углубляет знания, полученные у Вероккио. Форма — лишь иллюзия, поскольку мир не может быть оторван о вечного движения и изменчивости. И художник не может ухватить правду кроме как освободив свой дух и руку, сделав их способными отрицать завершенность формы. Такое отрицание в рисунке — это грубое выступление против формы, соседство двух несочетаемых состояний, которое порой не оставляет ничего, кроме черноты. Леонардо назвал этот метод, рожденный из необходимости передать движение, «необработанная композиция» - componimento inculto. “Мадонна с кошкой» или «Мадонна с фруктами» — первые заметные плоды этого метода.

 

Свобода componimento inculto меняет вселенную художника. Присущая методу свобода проявляется в незавершенности, которой суждено стать одной из черт живописи Леонардо, о чем красноречиво свидетельствует «Святой Иероним». Этот период творчества Леонардо продолжился в Милане, где Леонардо устраивается к 1482 году. Там он пишет "Мадонну в скалах", "Портрет музыканта" и "Прекрасную Ферроньеру"».

 

Вот чуть ли не единственное свидетельство существования не дошедшей до нас "Мадонны с фруктами":

 

 

"Мадонна с кошкой", упомянутая в тексте, скорее всего, никогда не была написана. Однако сохранились наброски, на которых Леонардо изображает игру младенца-Иисуса с котенком, иногда ласковым, а иногда и раздраженным. На самых завершенных листах животное, которое являлось символом зла, пытается избежать объятий божественного Дитя.

 

 

 

 

Мне попадалась статья, где обсуждалась возможность трансформации идеи «Мадонны с кошкой» в «Мадонну Бенуа». Вот рефлектография «Мадонны Бенуа» со следами многочисленных правок, в основном касающихся взаимоположения матери и ребенка.

 

 

А вот замечательный рисунок с предысторией:

 

 

26 апреля 1478 года Лоренцо и Джулиано Медичи подверглись нападению в кафедральном соборе Флоренции, на Пасхальном мессе. Джулиано погиб, убитый Бернардо де Барончелли. Несмотря на жесткие репрессии, последовавшие за провалом заговора Пацци, Барончелли удалось бежать в Константинополь, однако он был выдан султаном и повешен 29 декабря 1479 года под окнами дворца народного капитана (специальная «демократическая» должность, созданная в противовес итальянским знатным семьям). Леонардо сохранил воспоминания об этом событии.

 

Ещё одна незаконченная работа - «Поклонение волхвов». Сама картина находится в Уффици и не приехала, но рефлектография — на месте. Надо сказать, что это тот случай, когда рефлектография почти не отличается от самого произведения.

 

 

«Рефлектография этой картины демонстрирует в высшей степени мощное живописное впечатление, производимое свободой componimento inculto. Композиция показывает идею трансформации толпы, присутствующей при явлении Христа, в абсолютный хаос, бездонную ночь, затопившую все чернотой»

 

«Дева с Младенцем, святым Иоанном Крестителем и ангелом» или «Мадонна в скалах». Заказана Леонардо и братьям Предис, с ним работавшим, для францисканского собора в Милане, Сан Франческо Гранде, 25 апреля 1483 года. Картина должна была стать частью скульптурного алтаря. Однако художники и заказчики не сошлись в финансовых вопросах и картина была продана другому покупателю. В процессе пришлось переписать ангела, который, глядя на зрителя, указывает на Иоанна Крестителя.

 

 

Также была выполнена другая версия картины, сейчас она находится в Национальной Галерее в Лондоне. Ангел ни на кого не указывает :)

 

 

Рефлектография Луврской версии показывает, как менялся рисунок. Правились руки и лицо ангела и поднятая рука младенца-Иисуса.

 

 

"Музыкант", или "Портрет молодого мужчины, держащего партитуру".

 

 

Рефлектография показывает, насколько богаче была проработана одежда молодого человека, а также прекрасно заметно, что рука с партитурой была пририсована поверх уже написанной одежды. Таким образом, она не являлась изначальной частью образа, а это значит, что мужчина мог и не быть музыкантом, и ноты в его руке могут иметь символическое значение.

 

 

"Портрет Чечилии Галлерани", или "Дама с горностаем" был предаставлен только рефлектографией.

 

 

Прекрасная Ферроньера:

 

 

Этюд рук. Специалисты расходятся в оценке как датировки, так и предназначения этого виртуознаго этюда рук, похоже, держащих стебель цветка. Часто его относят к портрету Джиневры де Бенчи, т. е. к 1470-м годам, однако зрелость техники наводит на мысль, что выполнен он в 1490-е, возможно, к портрету Чечилии Галлерани (Дама с горностаем)

 

 

Продолжение следует :)