Леонардо да Винчи, Париж, Лувр, 2019-2020

23 февраля 2020 г., 11:25:05

#выставка #леонардо #париж

Леонардо да Винчи. Событие в мировой живописи совершенно уникальное. Ученый, архитектор, инженер, музыкант — по словам Вазари (который сам с Леонардо знаком, впрочем, не был, по той простой причине, что жил позже) это был человек очень красивый, удивительной силы, с великолепным голосом. Леонардо играл на лютне и именно как музыкант поступил на службу к герцогу Сфорца. Образ, возможно, правдивый, а возможно — имеющий мало отношения к реальности, но в котором воплотилось все, что человечество приписывает идеалу.

 

Человек-загадка. Он писал справа налево левой рукой, а кисти держал в правой. Он оставил огромное количество чертежей всевозможных устройств, но, как выяснилось, имел фундаментальные пробелы в математическом образовании. Он, сделавший для искусства столь много, оставил чуть больше дюжины законченных живописных полотен.

 

Выставка в Лувре посвящена 500-лентей годовщине смерти художника, и на нее свозили работы со всего мира. К сожалению, смогло приехать не все — о чем-то не удалось договориться, что-то невозможно перевезти из-за плохой сохранности, какие-то произведения выставлялись, но не полное время работы экспозиции.

 

Посетители тоже приезжают со всего мира. Посетители удивительно терпеливы и деликатны — к каждой картине выстраиваются в очередь, никто никого не торопит, каждому дают все рассмотреть и сфотографировать. Не напоминают о себе и смотрители — хочешь сунуться носом в рисунок с четверть тетрадной страницы — суйся. Хочешь фотографировать — фотографируй (даже то, под чем висит знак «не фотографировать»).

 

Выставка небольшая, расположена внизу, под входом в крыло Сюлли. Билеты продаются через интернет, на определенную дату и время. После проверки билетов оказываешься в просторном зале, центр которого занимает стол с сувенирами. Но нас пока не интересуют сувениры, мы торопимся на встречу с величайшим художником мира. На входе нас встречает биография Леонардо. Пробегаем ее глазами, но тут мы все знаем, дальше, дальше...

 

Выставка условно поделена на 4 части, отчасти при этом руководствовались хронологическим принципом, отчасти — тематическим. Первый зал: «Тень, свет, рельеф». Сопроводительный текст, как мне удалось его перевести:

 

«Во Флоренции, начиная с 1464 года, Леонардо был учеником одного из самых значительных скульпторов пятнадцатого века: Андреа дель Вероккио. У Вероккио он учился не только придавать скульптуре характерную форму, но и движение, а также осваивал основы реалистичности в любом сюжете, такие как светотень, драма, передаваемая игрой света и тени. Из этой концепции живописности в скульптуре Леонардо извлек основу для построения собственной вселенной: идею, что пространство и форма порождаются светом и что нет другой реальности, кроме реальности света и тени. Монохромные драпировки на льняной ткани, написанные с драпировок из пропитанной глиной ткани, похожих на те, что использовал в работе над скульптурой "Христос и святой Фомоа" Вероккио, появились как результат этого знания, без предшествующей скульптурной модели.

Переход скульптуры в живопись, интерес Леонардо к творчеству конкурирующей мастерской Полайоло, а также к новшеству, принесеному во Флоренцию фламандской живописью — портрет в ¾ и техника масляной живописи — все это отразилось в «Благовещении», «Мадонне с гвоздикой» и портрете Джиневры де Бенчи»

 

Упомянутая скульптура Вероккио занимает центр небольшого зала.

 

 

По стенам висят крошечные — с четверть тетрадного листа — рисунки драпировок.

 

 

Некоторые послужили потом эскизами для крупных полотен мастера, Скажем, вот эта:

 

 

стала одеянием Марии в "Благовещении"

 

 

Первые несколько — Вероккио, затем — Леонардо. Авторство некоторых не установлено - так и написано: то ли Вероккио, то ли да Винчи. Ученик уже не уступал учителю. Превзойдет он его чуть позже.

 

Вот картина Вероккио «Товия и ангел». Да, тут неплохо прописаны ткани, заметен объем, но в то же время в глаза бросаются анатомические ошибки и нет воздушной перспективы. Картина кажется очень неровной. Специалисты считают, что к наиболее натуралистичным фрагментам картины — в частности, рыбе в руке ангела и собачке у ног Товии — приложил руку Леонардо.

 

 

Однако гораздо важнее во всей этой истории другая их совместная работа - «Крещение Христа», которая сейчас в Уффици и на выставку не приехала. В Лувре была представлена только рефлектография. Леонардо написал здесь ангела. Того ангела, что стоит с краю и смотрит на Христа.

 

 

Рефлектография позволяет сравнить методику работы Леонардо и Вероккио. Можно заметить, что складки Вероккио прописывает схематически, без подробного разбора, виден более бедный пейзаж, подправленный Леонардо.

 

 

С этой картиной связана байка Вазари о побежденном учителе — Вероккио был так впечатлен (и немало расстроен) тем, как искусно юный Леонардо написал эту фигуру, что больше не прикасался к краскам. История, правда, становится гораздо менее драматичной, если вспомнить, что Вероккио был скульптором — и очень даже востребованным.

 

Итак, будучи учеником Вероккио, Леонардо много работал и много смотрел по сторонам, впитывая все, как губка. На выставке представлены две небольшие работы — кусочки росписи алтаря в кафедральном соборе Пистои, небольшого городка неподалеку от Флоренции, приписываемые кисти Лоренцо ди Креди, другого ученика Вероккио, т. е. в некотором смысле одноклассника Леонардо.

 

 

Эти две работы — особенно нижняя! - композиционно очень напоминают известное «Благовещение» да Винчи. И да, сопровождающий текст повествует нам о том, что Леонардо вдохновился «Благовещением» ди Креди для написания своего «Благовещения».

Еще один учитель Леонардо — Алессо Бальдовидетти, флорентийский художник, один из первых принявшийся экспериментировать с техникой для того, чтобы приблизить живопись к реальности. Думаю, все узнали вид на реку Арно с этой картины,даже те, кто никогда в Италии не был :) Впрочем, не только вид позаимствовал Леонардо, но и технические приемы,в частности, позволившие Бальдовинетти изобразить на Деве прозрачную вуаль.

 

 

Завершает секцию, посвященную ученическому периоду Леонардо (т. е. до примерно 1478 года), отсутствующий на выставке портрет Джиневры де Бенчи.

 

 

Портрета нет, но рефлектография есть :) Интересны здесь несколько пунктов. Первое: описания на французском узнаем, что дама расположена на фоне чего-то колючего не просто так — по-итальянски «ginepro», а по-французски еще более прозрачно — genévrier — означает «можжевельник» :) Второе: это следы spolvero, специфической техники переноса рисунка с бумаги на холст или дерево. В рисунке проделываются дырочки, и через эти дырочки просыпается уголь. В результате на холсте остаются основные точки будущего рисунка, останется только соединить их. Часто мастер поручал «рисунок по точкам» своим ученикам. Ну и третье — собственно можжевельник, черновой рисунок которого Леонардо размазывал, кажется, просто пальцем.

 

 

Продолжение следует :)